Паломничество в Холковский Свято-Троицкий пещерный мужской монастырь

Паломничество по святым местам, это всегда праздник души, во время которого забываются все болезни и невзгоды. Особенно это ощущается тогда, когда посещаешь святое место впервые. Узнав о том, что мои подруги Люба и Марина везут паломников в пещерный монастырь, я, собрав свою «команду», взяла у отца Анатолия благословение на поездку.

Выехав поздно ночью и решив все проблемы с таможенным контролем, мы приехали утром в очень живописный посёлок Холки, где находится Свято-Троицкий пещерный мужской монастырь, основанный в ХIV веке монахами Киево-Печерской лавры. Одно из первых подробных описаний пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви можно прочесть в «календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».

Выйдя из автобуса, мы сразу направились в храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где уже началась Божественная Литургия. Был первый день поста и всем, конечно же, хотелось причаститься Святых Божественных Христовых Таин, тем более что место оказалось уникальным.

Войдя в церковь, мы приложились к иконам и, по весьма длинному меловому коридору, прошли дальше. Пройдя метров 20, мы оказались у старинной меловой кельи, где принимал исповедь иеромонах Иннокентий.

Исповедав свои грехи и пройдя ещё несколько метров, мы, наконец-то оказались в подземной церкви, площадь которой около 60 квадратных метров, а высота – около четырёх метров. Само помещение разделено на три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре необыкновенной красоты иконостас, отделяющий нас от алтаря, искусно выполненный из керамики. Как объяснили нам монахи, это не роскошь, а необходимость, так как для дерева здесь не подходящие условия и оно быстро разрушается. Убранство храма весьма скромное: лишь икона «Спас Нерукотворный» и две иконы, высечены из мела, это икона Богородицы «Знамение» и икона Николая чудотворца.

Людей в храме было много, поэтому, мы остановились в меловом коридоре. Мужчина, проходя мимо нас, предложил пройти в храм с другой стороны, обойдя алтарь подземным коридором, который служит для совершения крестного хода. Так мы оказались внутри храма, до окончания Божественной Литургии, во время которой причастились. Приложившись к иконам и сделав несколько снимков, мы отправились на обзорную экскурсию по монастырю.

Поднявшись на невысокий холм и пройдя через небольшое кладбище, мы оказались у дверей храма в честь Донской иконы Божией матери.

Внутри тихо и спокойно, на центральном аналое икона Донской Божией Матери. Красивый иконостас украшает искусно расписанный храм, что располагает к молитве.

Приложившись к иконам и немного помолившись, я нехотя вышла во двор.

 

Не стану повторять того, что нам рассказали, всё это можно прочесть на сайте монастыря. Остановлюсь только на нескольких моментах истории обители:

 

- в 1650-1700 годах был построен Троицкий храм;

- в 1957 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру;

- в 1764 году монастырь был упразднён согласно указу Екатерины Второй;

- в 1830-х годах князь Голицын А.Б. пытался на свои средства возобновить пещеры, но по различным причинам монастырь так и не был открыт;

- в начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт;

- в 1917 году священник Вячеслав Васильчиков, производя раскопки, открывает один из входов в пещеры, но, не смотря на его «открытие», последующие 73 года пещеры находились в запустении.

 

И только в 1997 году были заложены храмовые строения теперешнего Холковского монастыря – надвратный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на высоком холме и храм Донской иконы Божией Матери, представшие перед нами во всей своей красе. В настоящее время наместник монастыря игумен Софроний является наставником пятнадцати монашествующих, семь из них, в священном сане.

После посещения храма Донской иконы Божией Матери, мы спустились к пещерному храму и снова вошли в него уже со стороны пещер.

Здесь всегда, и зимой, и летом одна температура: +8…+10 градусов, нет ни сырости, ни запахов, очень чистый воздух, благодаря чему дышится легко даже тем людям, кто страдает бронхиальной астмой. Монахи вели очень аскетический образ жизни: спали на ложах, выточенных из меловой породы, не раздеваясь, подложив под себя немного сена. Икона, чётки, лампадка, немного сена и воды, всё, что было в их кельях. Их жизнь проходила почти в полной темноте, лишь коридоры освещались коптилками. Выходили монахи только для выполнения хозяйственных работ, после чего снова возвращались в келью. Сохранилась в пещере и келья затворника, который, решившись на такой подвиг, находился один в холодных стенах, без какого либо общения, практически замурованным заживо. Постелью ему служил гроб, который заранее брался с собой в келью. Эти люди оставались наедине с Богом и пребывали в постоянной молитве. Между кельями небольшое помещение, служившее для совместной молитвы. Здесь, по всей вероятности жил настоятель. Её особенность состоит в том, что когда настоятель начинал громко молиться, то его молитва, была слышна во всех кельях одинаково, что служило знаком для всеобщего сбора на молитву. Наш проводник сказал, что в пещере слышны только мужские голоса.

Последнее, что нам предстояло сделать, это подняться на высокий холм по лестнице, состоящей примерно из 297-300 ступеней, где находится Владимирский храм. По рассказам насельников, живущих в монастыре, редко кому удаётся правильно сосчитать эти ступени, и по легенде разница с истинным количеством ступеней, есть твои грехи.

Прикинув высоту холма и оценив свои силы, я решила не подниматься на холм, но в это время ко мне подошёл послушник и спросил, правда ли то, что я староста Свято-Владимирского храма в Харькове, на что я ответила утвердительно. Тогда он попросил передать нашему отцу Анатолию записку и свечи с просьбой помолиться об упокоении его матери Нины, которая, как оказалось, была прихожанкой нашего храма, а в заключение добавил: «Я жду Вас наверху!» Что мне оставалось делать? Смирившись со своей участью, я отправилась наверх.

Ступени считать не стала, а постоянно молилась о том, чтобы Господь послал мне силы преодолеть эту вершину. С трудом поднявшись наверх, я очутилась на смотровой площадке, откуда открывался прекрасный вид на монастырь. Храм Донской иконы Божией Матери на фоне монастырского кладбища казался белым Ангелом, охраняющим покой своих обитателей.

Немного отдышавшись, я вошла в храм с надеждой встретить своего собеседника Александра и расспросить о его матери, но никого там не обнаружила, в церкви было тихо и пусто.

Приложившись к иконам князя Владимира и княгине Ольги, я почувствовала облегчение и ощутила чувство стыда за то, что не хотела подниматься к такой святыне. Выйдя из храма на смотровую площадку, я увидела вереницу наших паломников, поднимающихся вверх.

С высоты птичьего полёта перед нами открылись просторы монастыря, который, по преданию, располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

Взяв под руку сою подругу Афину, мы, буквально «на крыльях» спустились вниз. Послушника Александра я так больше и не встретила, только три свечи и записка напоминали мне о нём. Поблагодарив монаха за интересный рассказ, мы зашли в иконную лавку, заказали требы и, с сожалением, покинули монастырь.

Памятник, на котором значится табличка «Святославу победителю хазар», меня совершенно не заинтересовал, тем более что со стороны монашества монастыря, отношение к язычнику Святославу далеко неоднозначно. Более подробно о монастыре Вы можете прочесть в интернете.

Часы показывали далеко за полдень, а впереди нас ждал святой источник «Ясный колодец», который расположен почти в черте города Короча. 21 сентября 2008 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном был проведен чин освящения вод источника.

Согласно легенде, во время строительства крепости на горе Белой в XVII веке, русские сторожевые войска города постоянно сталкивались с набегами татар. Однажды, во время неравного боя с превосходящими силами татар, был ранен сын воеводы Ясень. Не желая смерти своего жениха, возлюбленная Ясеня, решила, что если она омоет его раны родниковой водой, то спасёт любимого. Но на горе не было источника, и отправилась она к подножию горы, принесла воды родниковой, омыла раны Ясеня и они быстро зажили. С тех пор и прозвали колодец «Ясным». Вот такая красивая легенда.

В настоящее время у подножия Белой горы пробурена скважина на глубину 100 метров. Вода из этой скважины – минеральная, вкусная и полезная, относится к классу гидрокарбонатно-кальциевых питьевых вод высшего класса, содержит микроэлементы: бор, натрий, кальций, магний и другие элементы. Её разливают в бутылки с 1994 года под названием «Ясный колодец». Источник благоустроен, рядом с ним находится открытая купель.

Прямо в центре города Короча мы увидели небесно-голубой храм Покрова Пресвятой Богородицы, правда, он уже был закрыт.

Прошло немного времени, и наш водитель Александр доставил нас к этому чудодейственному источнику. Взяв принадлежности для омовения, мы, не теряя времени, вышли с автобуса и направились к источнику. Быстро переодевшись, мы с радостью искупались в холодных водах купели, и пошли в раздевалку, тело горелее так, как будто мы вышли с парилки, усталости, как и не бывало.

Напившись из источника и набрав воды в дорогу, мы отправились дальше. Прямо по курсу был Белый город святителя Иоасафа Белгородского.

В Преображенском кафедральном соборе Белгорода шло вечернее Богослужение. Мы тихо зашли в собор, приложились к иконам и мощам Иоасафа Белгородского, и также тихо вышли, не нарушая порядок Богослужения.

Нас ждали в Крестовоздвиженском храме, где находится Кошарский крест, привезенный с Горы Афон.

Войдя в храм, мы попали на помазание, а затем, отец Иоанн благословил всех на трапезу. Приложившись к чудотворному Кресту и помолившись, мы, чтобы не обижать батюшку, отправились выполнять «послушание». Три маленьких старушки, с любовью, накормили нас очень вкусным супом и кашей, а компот с травами был просто неповторим. Мы поблагодарили наших кормилиц, угостили их конфетами и вышли с трапезной. Время было позднее, зайдя в часовню над колодцем, мы, напившись и набрав воды в дорогу, отправились к автобусу.

На душе был покой и наша «путеводная звезда» рассказала историю Кошарского Креста.

Во времена святителя Иоасафа Белгородского (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый помещик Юрий Выродов, которому брат-инок подарил Крест, изготовленный на Святой Горе Афон. Но развращённый помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения и решил его выбросить. «Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы», – пояснил помещик опешившим дворовым. Так Крест оказался в болоте. Прошло много лет. Хозяин имения умер, как говорили – лютой смертью грешника. Крест затянуло в болото.

А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Найдя Крест, слепой приложился к нему и тут же прозрел, а на месте обретения Креста появился источник. Слава Богу за всё! Весть об обретённом Кресте облетела всю округу и привлекла множество богомольцев, многие из которых получили исцеления от различных недугов. Крест поставили на устроенных для него подмостках, затем перенесли в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а ещё позже – в Белгородский Николаевский монастырь, где он находился около тридцати лет.

Теперь Крест нашёл своё постоянное место в Крестовоздвиженском храме города Белгорода. Здесь от него и сейчас происходит множество исцелений.

Впереди была граница, разрывающая наши сердца и души на части, но мы набрались терпения, чтобы не растерять полученную нами благодать по пустякам.

Ещё хочу поблагодарить наших дорогих девчонок Любочку и Маринку за организацию такого прекрасного и незабываемого путешествия.

1 декабря 2012 г. Владимирский храм, Р.б. Фотиния.

Комментарии закрыты

..